Метод
исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее
животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации
состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики
рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа
движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в
психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается
движением (буквально- "Всякая мысль заканчивается движением").
Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в
соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии,
необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль).
Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют
напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы
необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук -
ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве:
удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении
рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель
пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству,
т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с
эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым,
будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом
работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта,
связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи
между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая
сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью.
На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно
окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и
пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с
положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью
действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при
толковании материала теста используются
теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими
элементами и фигурами.
По своему характеру тест "Несуществующее животное" относится к
числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат
анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест
– ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не
используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного
инструмента исследования.
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и
назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием".
Показатели и интерпретация
ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии
вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или
слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и
фломастером рисовать нельзя.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более
выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим
положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как
претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе,
низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в
своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к
самоутверждению.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь). Голова
повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти
все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере,
начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый
активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не
человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы
начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и
нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь
активности – следует решить дополнительно.)
Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя),
трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот,
глаза. Значение детали "уши" – прямое: заинтересованность в
информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим
показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо
для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки
окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида,
огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком
при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность
(болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то
и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно –
зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов,
недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев –
защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему
отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен
рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания
страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на
наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры
поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой
зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в
восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому
большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том,
что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и
окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита,
агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной,
иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья –
тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива,
шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и,
иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда – постамент).
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей
фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к
выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую
информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность
суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или
почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с
корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не
соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами,
решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов
опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их
стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей –
своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда
даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие
(ближе к патологии).
ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или
украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья,
бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия
охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе,
"самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением
окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем
числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей
деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа –
крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность,
склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь
или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к
своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты
вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо
– отношение к своим действиям и поведению. Влево
– отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной
нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения
выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или
падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте,
сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на
хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно
пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов,
панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от
окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и
тревогой – если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной
линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты,
"заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты –
соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против
вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение,
осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей,
учителей, начальников, руководителей; нижний контур
– защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих
подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры –
недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в
разных ситуациях; то же самое – элементы "защиты", расположенные не
по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа
– больше в процессе деятельности (реальной), слева
– больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей – только ли
необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем
животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с
заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто
примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только
необходимых, но " усложняющих конструкцию дополнительных деталей.
Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых
необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии,
астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое
подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, "возит
карандашом по бумаге", не нажимая на него.) Обратный же характер линий –
жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность.
Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на
обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) –
резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ
, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений,
"островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей
рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси,
стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе
пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность,
оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия
льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки).
Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о
своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем,
букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное –
представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в
положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая
одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса,
платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, –
свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно
степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен (и
параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках,
притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов
в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.
Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы,
клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков
– вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к
полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает
тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира,
нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться
тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных
для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело
"животного" – постановка животного на постамент, тракторные или
танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта;
вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток,
клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких
шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре
элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму
"готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи,
рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь,
чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с
перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения
фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий
заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант –
словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием
("ратолетиус" и т.п.). Первое – рациональность, конкретная
установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность,
направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции,
знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления
("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.),
знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал
опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес
эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка",
"пузыренд" и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном
отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся
элементы ("тру-тру", лю-лю", "кускус" и т.п.).
Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно
удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния"
и т.п.).
|