Первый класс – это серьезное испытание не только для
ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет этот первый школьный год,
во многом зависит все последующие. Именно сейчас твой ребенок учится
самостоятельности, ответственности. Сейчас и больше никогда у него
вырабатывается определенное отношение к самому понятию "школа". А
как часто бывает: все лето твой малыш жил ожиданием первого сентября. Вы
вместе выбирали ему ранец, покупали яркие тетрадки, ручки и карандаши. И вот
– долгожданный сентябрь…Проходит неделя другая, и ты замечаешь, что он уже
идет в школу как на каторгу. Что домашние задания делаются из-под палки, а
каждое утро начинается с препинаний: "не пойду! Не хочу! Не буду!"
Только не надо сейчас с ним ссориться: все равно ни к чему хорошему это не
приведет, только хуже будет. Если уж это произошло, скажи себе
"стоп" и попробуйте вместе с малышом начать все сначала.
Итак, как же следует вести себя с ребенком, который
пошел в первый класс…
1) Буди его
спокойно. Проснувшись он должен видеть твою улыбку и услышать ласковый голос.
Не подгоняй его с утра и не дергай по пустякам. Тем более не стоит сейчас
вспоминать вчерашние оплошности (даже если перед сном он так и не убрал на
место игрушки –сейчас не время делать ему по этому поводу замечание).
2) Не торопи
его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу – это
твоя, а не его задача. И если он не успевает собраться – это твоя вина:
завтра разбуди его пораньше на столько, на сколько он "закопался"
сегодня.
3) Не отправляй
ребенка в школу голодным: даже если малыш кушает в школе, до школьного
завтрака пройдет несколько уроков, и не дело, если на них ребенок будет
думать о бутерброде с маслом, а не о таблице умножения.
4) Не прощайся
с ним, предупреждая: "смотри, не балуйся", "веди себя
хорошо", "смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок" и т.п.
Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть
пару ласковых слов – ведь у него впереди трудный день.
5) При встрече
ребенка из школы, забудь фразы типа: "Что ты сегодня получил?",
"Как успехи в школе" или, еще хуже, ироничные высказывания вроде:
"Ну как, сегодня без двоек?", "Ну, двоечник, как
успехи?". Встречай малыша спокойно, не обрушивай на него тысячу
вопросов, дай ему расслабиться (вспомни, как ты сама себя чувствуешь после
тяжелого рабочего дня и многочасового общения с людьми). Но если ребенок
чересчур возбужден и сам жаждет сходу поделиться чем-то, едва вернувшись со
школы – не откладывай разговор на потом, выслушай его – это не займет много
времени. Подумай о том, как иногда тебе самой важно, чтобы тебя кто-нибудь
выслушал.
6) Если ты
видишь, что ребенок огорчен, но молчит – не допытывайся, пусть успокоится.
Тогда и расскажет все сам. А нет – осторожно поинтересуйся потом сама. Но не
пытайся удовлетворить свое любопытство сию минуту.
7) Интересуйся
успехами ребенка у учителей, но НЕ в присутствии малыша! А выслушав замечания
учителя, не торопись устраивать ребенку взбучку. Для того, чтобы делать
какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают
субъективны – они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения к
своим ученикам.
8) Не требуй от
ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему
просто необходим. А еще лучше, если твой первоклашка поспит полтора часика –
это лучший способ восстановить умственные силы. Помни, что лучшее время, для
приготовления уроков – с 15 до 17 часов.
9) Не заставляй
его делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий лучше делать
10-15-минутные "переменки", и лучше, если они будут подвижными.
10) Не сиди над
душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дай ему возможность работать
самостоятельно. Но уж если нужна твоя помощь – наберись терпения. Спокойный
тон, поддержка ("не волнуйся, все получится", "давай
разберемся вместе", "я тебе помогу") и похвала, даже если у
него не очень-то получается, жизненно необходимы. Иначе быстро отобьешь у
ребенка охоту просить тебя о помощи в будущем.
11) Не торгуйся:
"Если ты сделаешь, то…". Это порочная практика – у ребенка
выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать
думать, что учась, делает тебе одолжение, за которое ты ему
"платишь" игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему
хочется. Кроме того, условие, которое ты ставишь ему, может неожиданно
оказаться невыполнимым вне зависимости от ребенка, и ты окажешься в сложной
ситуации – либо быть последовательной до конца, и тем самым несправедливой по
отношению к ребенку, либо нарушить свое "родительское слово".
12) Хотя бы
полчаса в день посвяти только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы,
телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот
момент он поймет, что для тебя нет ничего важнее его дел, его забот, радостей
и неудач.
13) Выработай
единую тактику общения с первоклассником всех взрослых в семье. А свои
разногласия по поводу того, что "педагогично", а что нет – решайте
без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным
психологом, почитайте соответствующую литературу. Не надо думать, что все
решится само собой, или, что и сама до всего дойдешь. Изобретать велосипед,
конечно, не возбраняется, но жизнь ребенка не самый подходящий полигон для
экспериментов.
14) Помни, что в
течение учебного года есть "критические" периоды, когда учиться
становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена
работоспособность. Для первоклашки это: первые 4-6 недель (и 3-4 недели для
учеников 2-4-х классов), затем – конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря),
первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды
нужно быть особенно внимательной к состоянию ребенка.
15) Учти, что
даже "совсем большие" дети (как часто можно слышать в обращении к
7-8-летним: "ты уже большой!") любят сказку на ночь, песенку или
ласковое поглаживание. Все это успокаивает малыша. Помогает снять напряжение,
накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайся не напоминать ему перед сном
о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и
т.п. Завтра новый день, и в твоих руках сделать все, чтобы он был спокойным,
добрым и радостным. Поверь, можно прожить его без того, чтобы читать ребенку
нотации и трепать ему нервы.
|