Характеристика
_______________, «__»_________ года рождения, (ф.и.о.) учащегося ___ класса
школы №______
Цель
выведения на ПМПК:________________________________________________
1. Общие
сведения об учащемся - Посещал ли ребенок детский сад (в течение какого
времени; указать № ДОУ); - Год поступления в школу; - Оставался ли на
«осень», второй год (указать когда); - Был ли ранее на ПМПК (где, когда,
какие были даны рекомендации по обучению ребенка; выполнялись ли данные
рекомендации);
2. Семья
ребенка - Состав семьи (ФИО родителей, образование); - Материальные условия
жизни: заработок родителей, жилищные условия, обеспечение жизненных условий
для ребенка (комната, уголок); - Взаимоотношения между членами семьи;
отношение членов семьи к ребенку, кто занимается воспитанием ребенка
(родители, бабушка; наличие отчима, мачехи). 3. Соматическое состояние
ребенка - Физическое развитие; - Частота пропусков уроков по болезни.
4.
Особенности познавательной деятельности ребенка а) Познавательные интересы,
любознательность. б) Особенности внимания: - Как быстро включается в урок; -
Легко ли привлекается внимание; - Как долго ребенок может заниматься одним
видом деятельности; - Легко ли отвлекается (укажите основные причины
отвлечения); в) Особенности восприятия и осмысливания: - Насколько легко
понимает инструкцию (устную, письменную) к заданиям, нуждается ли в ее
повторении; - Улавливает ли главное в воспринимаемом; - Понимает ли
содержание картин, рассказов; - Умеет ли сравнивать предметы и понятия с
целью выявления сходства и различия между ними; - Может ли обобщить материал,
сделать выводы. г) Особенности памяти: - Быстрота и прочность запоминания; -
Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. д) Особенности речи: - Дефекты
произношения; - Словарный запас; - Грамматический строй речи; - Умеет ли
давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать; - Нет ли болтливости,
нецеленаправленности речи. е) Особенности учебной деятельности: - На каком
этапе (восприятие, осмысление, запоминание, применение знаний на практике,
самоконтроль) ребенок испытывает наибольшие трудности при усвоении нового
материала; - Умеет ли планировать свою деятельность при самостоятельном
выполнении задания; - В каком виде помощи нуждается при самостоятельном
выполнении задания; - Как легко осваивает способы действия (например:
сложение с переходом через десяток; правописание слов с безударными гласными
в корне); - Может ли подбирать собственные примеры на изученное правило; -
Эмоциональное отношение к результатам своей деятельности и оценке их
учителем.
5.
Особенности эмоционально-волевой сферы. - Преобладающее настроение ребенка,
скорость смены настроения; - Наблюдаются ли в поведении вспышки
агрессивности, плаксивости, упрямство, раздражительность, кривляние; -
Способность к волевому усилию (в учебной, трудовой деятельности); - Как долго
сохраняется работоспособность.
6.
Особенности личности. Особенности общения со сверстниками и взрослыми. -
Соблюдение правил поведения; - Наличие вредных привычек; - Имеются ли
странности в поведении, в чем это проявляется; - Соблюдает ли дистанцию в
общении со взрослыми; - Как проявляет себя в коллективной деятельности; -
Каковы типичные способы решения личных проблем, конфликтов в общении со
сверстниками. Успеваемость на момент обследования. По каким предметам ребенок
не усваивает программу. Предполагаемые причины неуспеваемости учащегося.
Какая помощь в связи с этим была оказана ребенку.
Дата
Печать
Подпись
директора школы
Подпись
учителя
Раздел 1.
Общие сведения о ребенке. Анкетные данные. - Фамилия, имя. - Дата рождения. -
Школа, класс.
-
Специализация школы.
Сведения о
состоянии здоровья. - Часто ли болеет (часто, средне, редко). - Хронические
заболевания (какие).
- Особенности
функционирования нервной системы: быстро утомляется; утомляется после
длительной нагрузки; неутомим; быстро переходит от радости к грусти без
видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении
настроения; преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
преобладает торможение.
Успеваемость.
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные
занятия (систематические). - Занятия общественно полезным трудом (каким). -
Занятия в художественной самодеятельности (какой). - Занятия в кружках,
клубах, штабах, бригадах. - Занятия спортом (каким). - Занятия
организационной работой (какой).
Раздел 2.
Проявление личностных качеств в поведении ребенка. Направленность интересов:
- На учебную деятельность; - На трудовую деятельность; - На художественно -
эстетическую деятельность; - На достижение в спорте, туризме; - На отношения
между людьми. Отношения к делу:
·
Общественная активность. - Активно участвует во всех общественных делах, не
считаясь с собственным временем. - Принимает активное участие в общественных
делах, но старается не тратить на это своего времени. - Не проявляет
активности в общественной жизни, но поручения выполняет. - Редко принимает
участие в общественных делах. - Отказывает участвовать в общественных делах.
·
Трудолюбие. - Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и
старается сделать её хорошо. - Как правило, охотно берется за работу,
стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки. -
Редко охотно берется за работу. - Чаще всего старается уклониться от любой
работы. - Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
·
Ответственность. - Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое
порученное ему дело. - В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет
порученную ему работу. - Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо)
порученное ему дело. - Очень редко выполняет порученное ему дело. - Никогда
не доводит до конца порученные ему дела.
·
Инициативность. - Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за
это никого признания.- Довольно часто выступает зачинателем нового дела. -
Редко сам начинает новое дело. - Почти никогда сам не начинает новое дело. -
Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
·
Организованность. - Всегда правильно распределяет свою работу во времени и
выполняет её согласно плану. - В большинстве случаев правильно распределяет и
в срок выполняет свою работу. - Умеет правильно распределить и в срок
выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться. -
Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время
зря.
·
Любознательность. - Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях
науки и культуры. - В большинстве случаев заинтересован в получении новых
знаний из разных областей науки и культуры. - Редко стремиться узнать что-то
новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний. - Как
правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании. -
Равнодушен к всякого рода новым знаниям.
·
Аккуратность. - Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет
опрятно, подтянут - и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в
порядок. - Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи
(книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество
(парты, инвентарь т. п.) скорее по обязанности. - Не проявляет большого
стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным,
неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное
имущество. - Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек;
вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его. - Совершенно не
заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда
неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное
имущество.
Отношение
к людям: · Коллективизм. - Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и
незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку. - Склонен
проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам. - Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не
затрагивает его лично. - Как правило, равнодушен к заботам других, по своей
инициативе им не помогает. - Считает излишним проявлять заботу о незнакомых
членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в сое дело».
·
Честность. Правдивость. - Всегда правдив по отношению к своим родителям,
учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно. - Почти всегда правдив по отношению к своим
родителям, учителям и товарищам. - Часто говорит неправду ради собственной
выгоды. - Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно. - Склонен
всегда, говорить не правду.
· Справедливость.
- Активно борется с тем, что считает несправедливым. - Не всегда борется с
тем, что считает несправедливым. - Редко выступает против того, что считает
несправедливым. - Не добивается справедливости. - Совершенно равнодушен к
проявлениям несправедливости. · Бескорыстие. - В своих поступках всегда
руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной
выгоде. - Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим
людям. - Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не
собственной выгоды. - В поступках часто руководствуется соображениями
собственной выгоды. - В поступках всегда руководствуется соображениями
собственной выгоды.
·
Общительность. - Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и
отдыхать с другими. - Как правило, с удовольствием общается с людьми. -
Стремиться общаться с ограниченным кругом людей. - Предпочитает
индивидуальные формы работы и отдыха. - Замкнут, необщителен.
· Чувство
товарищества. - Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты
жизни. - Как правило, помогает товарищам. - Помогает товарищам, когда его
просят. - Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в
помощи. - Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
·
Отзывчивость. - Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним
своими заботами. - Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен
собственными думами. - Поглощен собственными чувствами настолько, что это
мешает ему разделить чувства других людей. - Почти не умеет сочувствовать
другим. - Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят
«одалживать» у него.
·
Вежливость, тактичность. - Все его поступки и слова свидетельствуют об
уважении к другим людям. - Почти всегда проявляет должное уважение к другим
людям. - Часто бывает, невежлив и нетактичен. - Часто недопустимо резок,
груб. Нередко затевает ссоры. - Всегда резок, невыдержан как в общении со
сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение
к себе: · Скромность. - Никогда не выставляет на показ своих достоинств,
заслуг. - Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных
достижениях, достоинствах. - Сам рассказывает товарищам обо всех своих
действительных достижениях, достоинствах. - Часто хвастается еще не сделанным
или тем в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
- Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными
достоинствами.
·
Уверенность в себе - Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже
тогда, когда это следовало бы сделать. - Все задания, поручения выполняет без
помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной
необходимости. - Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя
мог бы справиться сам. - Часто при выполнении заданий, поручений просит
помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. - Постоянно, даже в
простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
·
Самокритичность. - Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику,
настойчив в исправлении собственных недостатков. - В большинстве случаев
правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
- Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. - К
критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, не старается
исправить недостатки. - Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои
очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. · Умение рассчитывать
свои силы. - Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела
«по плечу» не слишком легкие и не слишком трудные. - Как правило, верно,
соизмеряет свои силы и трудности задания. - Иногда бывают случаи, когда
ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела. - В большинстве
случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела. - Почти никогда не
умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.
·
Стремление к успеху, первенству. - Всегда и во всем стремится быть первым (в
учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается. - Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое
внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области. - Стремится в чем-то
одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. - Очень редко
стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка». - Никогда не стремится в чем-либо быть первым,
получает удовлетворение от самой деятельности.
·
Самоконтроль. - Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки. - Не
всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. - Большей частью
поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». - Почти всегда поступает
необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. - Постоянно поступает
необдуманно, в расчете на «везение». Волевые качества личности
·
Смелость. - Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
- В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его
самого. - Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником
сильнее его самого. - В большинстве случаев отступает перед силой. - Всегда
отступает перед силой, трусит.
·
Решительность. - Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное
решение. - В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
- Иногда колеблется перед ответственным решением. - Редко решается принять
какое - либо ответственное решение. - Не в состоянии самостоятельно принять
какое-либо ответственное решение.
·
Настойчивость. - Всегда добивается выполнения намеченного, даже если
требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. - Как правило,
старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.
Противоположные случаи редки. - Доводит до конца задуманное, лишь, если
трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. -
Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с
незначительными трудностями. - Столкнувшись с трудностями, сразу же
отказывается от попыток выполнить намеченное.
·
Самообладание. - Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные
проявления. - Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи
противоположного характера единичны. - Порой не умеет справиться со своими
эмоциями. - Часто не может подавить нежелательные эмоции. - Плохо владеет
своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и
прочее. Положение ребенка в детском коллективе.
·
Авторитет в классе. - Пользуется безусловным авторитетом практически среди
всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела. - Пользуется
авторитетом среди большинства одноклассников. - Пользуется авторитетом только
у части одноклассников (у какой - то группировки, только среди мальчиков или
среди девочек и т.д.) - Пользуется авторитетом у остальных учащихся. - В
классе авторитетом не пользуется,
·
Симпатия. - Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. - В
классе ребята относятся к нему с симпатией. - Пользуется симпатией только у
части одноклассников. - Пользуется симпатией у отдельных ребят. - В классе
его не любят.
·
Авторитет во внешкольных объединениях. - Является признанным авторитетом в
каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа,
клуб, дворовая компания). - Пользуется авторитетом у большинства ребят
какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа,
клуб, дворовая компания) - Пользуется авторитетом у отдельных членов
внешкольных объединений (в спортивно школе, клубе) - Является членом
какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб). - Не является членом никакого внешкольного
объединения.
Особенности
психических процессов и эмоций.
Внимание. - Всегда легко и быстро
сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается
на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает. - Достаточно
внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности. - Не всегда внимательно слушает объяснения учителя.
Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но
исправляет их при проверке. - Слушает достаточно внимательно только в том
случае, если ему интересно. Часта отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за
невнимательности, при проверке не всегда исправляет их. - Как правило,
медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что
усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много
ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке. Память. - При
заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал,
требующий механического заучивания, запоминается им легко. - При заучивании
может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял.
Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом. - Материал,
требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2
раза посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле
заучиваемого материала. - При заучивании долго разбирается в материале. При
изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно. - Для запоминания материала многократно механически
повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки. Мышление. -
Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто
предлагает собственные оригинальные решения. - Достаточно быстро понимает
материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные
оригинальные способы решения. - Удовлетворительно понимает материал после
объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных
оригинальных решений, не предлагает. - В числе последних улавливает суть
объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и
решения задач. - Понимает материалы только после дополнительных занятий,
крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные
«шаблоны».
Эмоциональная
реактивность. -Всегда
эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до
слез, взволновать рассказ, кинофильм. - Обычно эмоционально живо реагирует на
жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко. - Редко
проявляет живую эмоциональную реакцию на события. - Живая эмоциональная
реакция практически отсутствует.
Общий
эмоциональный тонус. - Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах
школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела. - Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
- Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни. - В сравнении с
товарищами менее активен и оживлен. - Практически всегда вял, апатичен во
всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.
Эмоциональная
уравновешенность. - Всегда
спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек. - Обычно спокоен,
эмоциональные вспышки очень редки. - Эмоционально уравновешен. - Повышенная
эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям. -
Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
|